caballo_marino: (Морская лошадка)
[personal profile] caballo_marino
Одна из главных ошибок всех пишущих о «различиях в мужской и женской психологии» – то, что различия эти почти всегда наблюдают и описывают в контексте отношений М/Ж. Такой, на первый взгляд, естественный подход в действительности с самого начала задает некорректные условия эксперимента. Это все равно что изучать различия двух химических веществ, кинув одно из них в огонь, а другое в воду, и потом на основании проведенного опыта убежденно заявлять, что эти вещества совершенно разные: одно горит, а другое тонет.

Так, мало кто сомневается, что у женщин лучше, чем у мужчин, развита эмпатия. Спорят в основном лишь о том, чему приписать это различие, природе или воспитанию. Ну, в самом деле, посмотрите почти на любую гетеросексуальную пару – невооруженным глазом видно, кто тут чьи эмоции лучше считывает и больше склонен им сочувствовать. И эти очевидные особенности, говорят нам, нужно не отрицать, не преодолевать, не осуждать, а спокойно и с пониманием учитывать. Ну, не мужское это дело, и все тут. У них зато имеются другие ценные достоинства, которых у женщин нет. Так природа захотела.

Я же все больше утверждаюсь в мысли, что мы тут имеем дело с обманом зрения. Да, хвост у слона действительно имеется, но хвост – это не весь слон. Да, у женщин лучше развита эмпатия по отношению к мужчинам, чем у мужчин по отношению к женщинам. Но как только доходит дело до отношений с другими женщинами – тут же сплошь и рядом оказывается, что где-то так же она у них и развита, как у мужчин. На уровне березового чурбана приблизительно. И наоборот, мужчины по отношению к другим мужчинам часто оказываются весьма эмпатичными. Не то что там особое «мужское благородство и великодушие», а самое обычное человеческое сопереживание себе подобным у них вовсе никакая не редкость, если мы говорим о нормальных людях, а не о психопатах. Это благодаря им (как минимум не в последнюю очередь) мы с детства учились сочувствовать мальчикам, а потом – мужчинам, вникать в их сложный и тонкий внутренний мир, переживать их горести и радости как свои. Это благодаря им в нашем детстве были Дениска с его светлячком, который живой и светится, и плюшевым мишкой, которого до слез жалко превратить в боксерскую грушу, Тёма с Жучкой, Николенька Иртеньев, «крапивинские мальчики» – и еще мальчики, мальчики, мальчики, с их слезами боли и несправедливости, с их радостями первых побед и горестями поражений. Это благодаря им мы в отрочестве и юности до глубины души проникались метаниями «лишних людей» и прочими страданиями юных Вертеров.

Книжные девочки в нашем детстве тоже были. Но их было мало (процентная норма примерно как для евреев в дореволюционной гимназии), и в основном вся их жизнь вращалась вокруг мальчиков. Даже у каких-нибудь шести-восьмилетних, чего в живой природе, собственно говоря, почти никогда не бывает. Не связанные с мальчиками проблемы и тем более эмоции требовали очень осторожного, взвешенного подхода. Если бы хоть одна книжная девочка столько плакала, сколько толстовский Николенька, ее бы с гарантией обозвали истеричкой. Если бы она, как Тёма, вздумала рыдать и травиться из-за проваленного экзамена… тоже понятно. Плачущей девочке, чтобы получить столько же сочувствия, сколько плачущий из-за обиды на несправедливую двойку мальчик, нужно было по меньшей мере похоронить кого-то из родителей или самой замерзнуть насмерть со спичками в руках у дверей богатого дома. Слезы по менее серьезным поводам уже требовали хотя бы небольшой дозы авторской иронии, пусть легкой, добродушной, но насмешки. Симпатичнейшая Сашенька Яновская растет под постоянную папину присказку «ненавижу плакс», при том, что по характеру она много сдержаннее книжных мальчиков-современников. Лена Бессольцева страдает молча, как партизан, а за единственный срыв немедленно получает от любящего деда увесистую пощечину. Писатели суровы к своим героиням отчасти поневоле, иначе не видать им читательского сочувствия как своих ушей. Истеричкам его не положено.

А в детстве мальчиков и этих-то девочек чаще всего не было. Потому что какой же уважающий себя будущий мужчина возьмет в руки книжку, где главная героиня – девчонка? Положим, кое-какие девочки в нормальных книжках, о мальчиках и для мальчиков (которые девочкам тоже никто читать не запрещает, так что смешно говорить о каком-то там сексизме), тоже попадались. Необязательно, конечно, в нормальной книжке можно и без них обойтись. Вроде как собака – вполне может быть у главного героя, но так же свободно может и не быть. Не все же собачники. Но встречались, да. «Плачет глупая девчонка, слезы виснут на носу» (бу-га-га!). Ревучие и противные младшие сестренки, ябеды и зануды. Надоедливые соседки по парте, которые тоже, чуть что, ударяются в рев. Хорошие и красивые соседки по парте, терпеливо, без жалоб ждущие, когда восхищение будущего мужчины их красотой наконец перейдет из стадии «дернуть за косичку, поставить подножку, приложить носом об асфальт» в стадию «давай понесу твой портфель» или «смотри, какой я герой». Служебные или декоративные элементы, чьи эмоции и переживания ни автора, ни читателя особенно не волнуют и чьи слезы вызывают чаще всего или смех, или брезгливость.

То же продолжается во взрослой литературе. Чувства мужчин описываются в тончайших оттенках и вызывают живой эмоциональный отклик, чувства женщин изображаются скупо, приблизительно, отстраненно и между прочим. И, независимо от пола автора, почти всегда – мужскими глазами. Женщинам-писательницам удается вызвать сопереживание героине, если они описывают ее буквально изнутри, изображая в значительной мере самих себя, и обычно не удается в любом другом случае. Авторы-мужчины и вовсе чаще всего не ставят себе такой задачи. Исключения настолько уникальны и интересны (Флобер, отчасти Толстой), что каждое из них заслуживает, пожалуй, отдельного поста (каковых не обещаю, потому что если распишусь, то держите меня семеро… а работа не ждет). Но правило остается правилом. Только не думайте, что я призываю заклеймить классиков или сбросить их с парохода современности. Это было бы не только расточительно (других классиков у нас пока нет), но и несправедливо. Почти все они и так прыгали выше головы. «Средний человек» был и есть в этом отношении много страшнее.

«Один мой знакомый, всю войну провоевавший рядовым солдатом, рассказывал мне о том, как он однажды попытался вспомнить и проанализировать все, что он чувствовал во время боя:
— Поляна, покрытая мертвыми телами. Я отчетливо помню, что видел только своих. Тела убитых немцев для меня просто не существовали. Я вспомнил об этом психологическом состоянии, когда узнал термин Станиславского – «круг внимания».
Наблюдение это кажется мне очень существенным. Человек приспосабливается к исключительным обстоятельствам не только физически, но и психологически, нравственно. Образуется, если можно так выразиться, нравственный круг внимания».

(Б. Сарнов.)

И не только в исключительных обстоятельствах, добавлю от себя.

Женские проблемы (возьмем по вышеуказанным причинам наименее эмоциональное слово) в огромной степени были и остаются «телами убитых немцев».

Много ли можно спрашивать с людей (и мужчин, и женщин), привычных к тому, что женщины изначально исключены из «нравственного круга внимания», что отношения с ними определяются вообще не этикой, а в самом лучшем случае этикетом? В самом лучшем! Всякое там джентльменство и рыцарство (и распространявшееся-то далеко не на любую женщину) предписывало строжайшее соблюдение правил обращения с прекрасным полом, но при этом не предполагало ни малейшего внимания к чувствам и потребностям самих дам – при необходимости они сочинялись на ходу самими рыцарями и джентльменами, а чаще просто никого не интересовали. В конце концов, тут вопрос не дамского каприза, а мужской чести. Все же эти «человек не может быть средством, человек всегда цель», «все люди рождаются равными и свободными», «не желай ближнему своему того, чего не желаешь себе» и т.д. к нам по большому счету никогда не относились и не относятся.

Стоит ли удивляться, что и сейчас у большинства людей (обоего пола, подчеркиваю) эмпатия по отношению к женщинам как минимум многократно снижена и что мы этого чаще всего не замечаем, как не замечаем давления атмосферы? И много ли проку упрекать тех, кто вырос в кувшине компрачикоса, за то, что не могут распрямить спину?

Следует ли читать эти многабукв как «все-мужики-козлы»? Не знаю. Как отличать козла от некозла? По тому, каков он с людьми, с теми, кто входит в его «нравственный круг внимания»? Тогда, разумеется, нет. По тому, каков он с нелюдьми и не-совсем-людьми? И в этом отношении не все одинаковы. По тому, какая часть человечества из этого круга в той или иной мере выпадает? Вот тут уже… Но в этом отношении, опять же «в той или иной мере», мы, боюсь, все козлы. И я, безусловно, тоже козел. В той или иной. Существо, которое одна из моих прекрасных френдесс называет «Внутренний Мудак» (вообще-то его зовут «внутренняя мизогиния», но я сомневаюсь, что оно женского рода :))), во мне нет-нет да просыпается, и приходится каждый раз ловить его за хвост. Потому что мне не хочется давать ему жить. Вот пусть я с жиру бешусь, пусть «работать-учиться-голосовать разрешили, чего вам еще надо?» Пусть. «Вам шашечки или ехать?» Мне шашечки. Ехать – это я сама возьму и спрашивать не буду. Или не возьму и буду сама-дура-виновата. А вы никогда не спрашивали себя честно, почему ехать-то нам уже многие скрепя сердце позволить готовы, а вот шашечек до сих пор жалко нестерпимо? :))

Предваряя комментарии (я же человек опытный в таких делах) – обязать никого не могу, но добром предлагаю – исключительно в порядке умственного упражнения реакцию в духе «они хотят запретить!..», «они хотят заставить!..», «они хотят переписать!..» подкреплять конкретными цитатами :))
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2013-06-23 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] accion-positiva.livejournal.com
Очень хороший текст!

(no subject)

From: [identity profile] accion-positiva.livejournal.com - Date: 2013-06-23 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-06-23 01:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-weirr.livejournal.com
Текст не в бровь, а в глаз, в самый зрачок. Все так и есть. Эта мысль - что мы для них не совсем люди - новая, по крайней мере, еще несколько лет назад мне такое не приходило в голову и нигде не встречалось. И ее трудно донести до людей, не все понимают, что имеется в виду, а большинство просто боится понимать. Ваш текст отлично объясняет, что такое "не совсем люди" и почему это так. Буду ссылаться.)

Date: 2013-06-23 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Едва ли не хуже то, что многие из нас даже для себя не совсем люди :(

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-06-24 07:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com - Date: 2013-06-24 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com - Date: 2013-06-24 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zomerzon.livejournal.com - Date: 2013-06-25 01:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nfcausa.livejournal.com - Date: 2013-06-26 12:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-06-26 12:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sakhmetkare.livejournal.com - Date: 2013-06-30 12:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 2013-06-30 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-weirr.livejournal.com - Date: 2013-06-24 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 08:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skeily-ramires.livejournal.com - Date: 2016-07-07 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-weirr.livejournal.com - Date: 2013-06-24 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kerry-lla.livejournal.com - Date: 2013-06-24 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-weirr.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-weirr.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] casus-kazi.livejournal.com - Date: 2013-06-24 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-weirr.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taisin.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir sharun - Date: 2013-06-24 08:53 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ladochka.livejournal.com
Четко!

Date: 2013-06-23 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
Отлично написано. В английской литературе чуть больше девочек, но тоже не блеск. И строгая сегрегация "книг для девочек": лошадки, наряды, поп-музыка; и "книг для мальчиков": футбол, шпионы, машины. Даже по дизайну обложек видна пропасть.

Date: 2013-06-23 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
По-моему, с этим еще нигде не благополучно. Отдельные отрадные явления есть, но общая картина печальная.

(no subject)

From: [identity profile] irene221b.livejournal.com - Date: 2013-06-23 10:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aintlion.livejournal.com - Date: 2013-06-26 09:05 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] umbloo.livejournal.com
Занятно. Мне, видимо, по части книг повезло (или не повезло - неважно)оказаться в другой ситуации: примерно половина читанных в детстве книжек была по прямой унаследована от старшей сестры, так что книг с девочками в главных ролях получалось, пожалуй, не меньше. Вплоть до оказавшегося весьма полезным сочинения по домоводству под названием "Девочки, книга для вас!" (хорошая, кстати, была книжка - Могилевской, еслине ошибаюсь).
Правда, результатом (не только этого обстоятельства, конечно) оказалось всё равно то, что я не научился вообще ловить и использовать "психологические различия между мужчинами и женщинами", а сосредоточился тогда и впредь на различиях личностных. Но это у меня не только с полами так, а и с другими группами: конкретное оказывается несравненно важнее общего\группового.

Date: 2013-06-23 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Некоторым группам волей-неволей приходится учитывать групповое отношение, а некоторые могут позволить себе не учтывать :)
А посыл "девочки, мытье полов - это для вас и только для вас, выжедевочки!" :)) мне в детстве казался совершенно хамским.

(no subject)

From: [identity profile] umbloo.livejournal.com - Date: 2013-06-23 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olikk.livejournal.com - Date: 2016-07-07 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] umbloo.livejournal.com - Date: 2016-07-07 07:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lussi-urs.livejournal.com
а я по долгу службы читаю детские книжки и соглашусь, что маьчиков там очень много. а девочек - мало, и они наделены всеми качествами взрослых флиртующих женщин. а еще недавно столкнулась с наглядным пособием, где 95% иллюстраций профессий - мужчины в проф.одежде. Женщины - только представительныци малооплачиваемого труда. очень задумалась.

Date: 2013-06-23 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
"Наделены всеми качествами взрослых флиртующих женщин" - это то, что больше всего бесит меня в современной "девочковой" литературе.

(no subject)

From: [identity profile] nuladno.livejournal.com - Date: 2013-06-28 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] t-e-r-e-z-a.livejournal.com - Date: 2013-06-23 03:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ij0n-tichy.livejournal.com
отличный текст. *в панике* а делать-то что?!

Date: 2013-06-23 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Кабы знать...

Date: 2013-06-23 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] pticeryba.livejournal.com
БРАВО

Date: 2013-06-23 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] jacklinka.livejournal.com
Ты права. А еще у женщих на Западе примерно до 50 годов прошлого века не было избирательных прав.
Только в последние 50-70 лет женщину начинают ставить наравне с мужчинами. Робко и постепенно. Кстати, в кино, имхо, ситуация чуть получше. Потому что сценарии пишутся сейчас. В общем, не все потеряно :)

Date: 2013-06-23 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Мне кажется, что в кино все тоже сильно не очень, но я его мало смотрю, так что могу ошибаться.

(no subject)

From: [identity profile] ij0n-tichy.livejournal.com - Date: 2013-06-23 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] magister-vitae.livejournal.com - Date: 2013-06-25 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] t-e-r-e-z-a.livejournal.com - Date: 2013-06-23 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jacklinka.livejournal.com - Date: 2013-06-23 07:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Хорошо написано, спасибо.

Date: 2013-06-23 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] turtle-t.livejournal.com
Браво.

И пару слов в строку насчёт рыцарства (из серии "жемчуг мелкий" :) это я понимаю, но тем не менее). В последнее время у нас появился новый сотрудник из бывших наших (собственно я его и наняла); я его давно знаю, но долго не общалась. Мужчина во всех отношениях очень приятный и полезный. Но вот ведь -- галантный, зараза. Что весьма мешает и раздражает -- не сильно, конечно, на уровне мухи. И вот ведь какое дело. Уже и сказала ему прямо и неоднократно: не надо мне пассажирскую дверь открывать (в ситуации, когда он меня подвозит), иди свою открывай да заводись скорей, меня эти глупые мини-задержки только с ритма сбивают, а он постоянно забывает и бежит на пассажирскую сторону.

А корень-то в этом навязываемом обслуживании исключительно простой: про мои слова и чувства он даже рядом не думает. У него застарелая картинка в голове светится: "вот я рыцарь, а вот она дама".

При этом в других обстоятельствах (как рабочих, так и бытовых) он вполне адекватен, уважителен и старателен. Что тоже понятно: там другая картинка-схема включается.

Date: 2013-06-23 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Хорошо уже, что включается.

(no subject)

From: [identity profile] pticeryba.livejournal.com - Date: 2013-06-23 04:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turtle-t.livejournal.com - Date: 2013-06-23 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-06-24 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turtle-t.livejournal.com - Date: 2013-06-24 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aconite26.livejournal.com - Date: 2013-06-24 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-24 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artem solomko - Date: 2013-06-26 08:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turtle-t.livejournal.com - Date: 2013-06-26 11:13 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] fyola.livejournal.com
Отличный текст! :)
Разница в восприятии и отношении к женщинам и мужчинам настолько привычна, что ее могут не видеть даже при прямом на нее указании. Если сказать, к примеру, что детских книг про девочек в сравнении с книгами про мальчиков ничтожно мало, обязательно последует возражение "Да таких полнО!" А если попросить перечислить, сходу будут названы хорошо если 3 штуки, причем одна из них - "Пеппи Длинныйчулок"

Date: 2013-06-23 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Точно, так и говорят :)) Перечисляют вообще всех подряд девочек-женщин в литературе, без разбора, и доказывают, что они не все плохие, а плохие мужчины и мальчики в книгах тоже бывают. Как будто я об этом.

Date: 2013-06-23 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
да, очень точные замечания про детскую литературу.

Date: 2013-06-24 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2013-06-23 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] frumentum.livejournal.com
Какой текст!
И какая, увы, правда.

Date: 2013-06-24 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Вот честно, мне кажется, я это ощущала уже с тех самых первых книжек, только сформулировать не могла.

Date: 2013-06-23 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] a-yurievna.livejournal.com
Отличный текст, все очень точно подмечено. Особенно про книги - я это помню, как читающая девочка, и как читающая мама. Мальчики могли быть какие угодно, всякие и разные. Девочки - спасибо если просто были.

А когда начинаешь обращать внимание - сразу голоса: зачем считаться, про мальчиков всем интересно, про девочек тоже много книг есть, и вообще это же для детей... А я читаю и вижу, что там девочек нет, кроме как по именам и стереотипам.

Вчера вот смотрела "Университет Монстров" и мучалась - ну почему, чтобы вставить интересные женские персонажи надо какое-то специальное усилие делать? и почему его не делают?

Date: 2013-06-24 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Меня всегда удивляют люди, которые гордо заявляют: а я, мол, никогда не считала, сколько в книге девочек, а сколько мальчиков, мне что, делать, что ли, больше нечего? Как будто до одного специально считать надо :)))

Date: 2013-06-23 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] darling-elena.livejournal.com
отличный пост, отличный анализ. Особенно про джентльменов и рыцарей точно. Нравственный круг внимания тоже очень в тчку.

Date: 2013-06-24 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо :)

Date: 2013-06-23 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] moi-zveri-i-ja.livejournal.com
Замечательно умный и интересный текст.
Неоднократно подобные мысли меня тревожили - и не только в связи с детской литературой=))).
Вся классика нам подобные примеры дает.
Ну почему такое засилье "голубых героинь", к примеру у моего любимого Диккенса? В кого влюбляется герой? Вооооот! Как только признаки незаурядного, противоречивого и нестандартного женского образа - так комический или характерный персонаж! Симпатяги типа Бетси Тротвуд или маленькой швеи Дженни Ренн никогда не героини, они - на гарнир =). И дело не только в том, что авторы - мужчины! Женское писательство тоже под вот этим сексистким гипнозом преимущественно оказывается. Словом, женщина - это вам не мужчина

Date: 2013-06-24 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Да, если и не вся классика, то почти вся. И очень заметно, что у женщин-писательниц если интересная и, главное, вызывающая хоть какое-то эмоциональное сопереживание героиня, так практически всегда "второе я". Других женщин они описывают только со стороны и - условно или буквально - мужскими глазами. А детская литература еше нагляднее, потому что там просто больше женщин-писательниц. И очень заметно, что почти все они пишут в этом смысле "по-мужски".

(no subject)

From: [identity profile] moi-zveri-i-ja.livejournal.com - Date: 2013-06-24 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taisin.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moi-zveri-i-ja.livejournal.com - Date: 2013-06-25 04:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-derrida.livejournal.com - Date: 2013-06-26 02:57 am (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] isya.livejournal.com
спасибо!

Date: 2013-06-23 06:53 pm (UTC)
From: [personal profile] ramendik
Честно говоря, сложно понять текст с упоминанием про "наше детство", не зная, сколько лет автору.

В моём детстве книжных/киношных девочек, не сводившихся к стереотипам, хватало. Была Алиса Селезнёва, была Красная Шапочка из советского фильма. Когда мне стало примерно десять, пошли по телевизору "Чип и Дейл", там была Гаечка. Как-то они запоминались явно больше, чем упомянутые евреи в гимназии.

Когда в школе заставляли читать классиков, там тоже были женщины (воспринять их как "девочек" из не самого старшего школьного возраста как-то не получалось). Были "тургеневские девушки", про которых правда запомнилось только то что они тургеневские - но и про мужчин запомнилось не больше, очень уж не по возрасту Тургенев в программе оказался. Был Николай Островский. Был Чехов с его "Вишнёвым Садом" вокруг переживаний немолодой женщины, в коих я, будучи любопытным подростком, искал влияние на доктора Чехова доктора Фрейда (поскольку "мог же читать!").

Мы в разных измерениях живём ии просто автор старше?

Date: 2013-06-24 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Так и знала, что кто-нибудь придет мне доказывать, что женские персонажи в литературе и искусстве вообще-то есть. Как будто я это отрицала :)))

(no subject)

From: [personal profile] ramendik - Date: 2013-06-24 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-24 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kerry-lla.livejournal.com - Date: 2013-06-24 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-nefiodova.livejournal.com - Date: 2013-06-24 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kerry-lla.livejournal.com - Date: 2013-06-24 09:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-24 09:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-24 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] ramendik - Date: 2013-06-24 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-24 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] virunta-sa.livejournal.com - Date: 2013-06-30 05:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-30 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] johnie doe - Date: 2013-07-07 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-07-07 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cinober.livejournal.com - Date: 2013-07-06 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] virunta-sa.livejournal.com - Date: 2013-07-07 04:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-yurievna.livejournal.com - Date: 2013-06-24 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] ramendik - Date: 2013-06-24 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koneko-k.livejournal.com - Date: 2013-06-29 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-yurievna.livejournal.com - Date: 2013-06-30 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koneko-k.livejournal.com - Date: 2013-07-01 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-yurievna.livejournal.com - Date: 2013-07-01 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koneko-k.livejournal.com - Date: 2013-07-03 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] argo-navis.livejournal.com - Date: 2013-06-25 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-yurievna.livejournal.com - Date: 2013-06-25 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ewnapij.livejournal.com - Date: 2013-07-01 11:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] staronaut.livejournal.com - Date: 2013-06-28 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marexhe.livejournal.com - Date: 2013-06-25 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-25 09:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nikolamsu.livejournal.com - Date: 2013-06-25 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-25 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nikolamsu.livejournal.com - Date: 2013-06-26 03:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jwpython.livejournal.com - Date: 2015-06-05 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olikk.livejournal.com - Date: 2016-07-07 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oiolin.livejournal.com - Date: 2013-06-24 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] ramendik - Date: 2013-06-24 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-06-25 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] casus-kazi.livejournal.com - Date: 2013-06-24 09:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kusouhime.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] casus-kazi.livejournal.com - Date: 2013-06-24 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] frau-derrida.livejournal.com - Date: 2013-06-26 03:05 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-06-24 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо :)

Date: 2013-06-23 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sabacha.livejournal.com
О, вот недавно думала про это на примере современных отечественных мультиков. Есть сериал "Лунтик" для самых маленьких - там действуют пять мальчишек, каждый со своим ярко выписанным характером, и одна девочка. Т.е. у каждого мальчика есть свои, особенные, личностные свойства, а у девочки одно свойство: она девочка, этого достаточно. Еще хлеще - "Смешарики", для детей постарше. Там десяток персонажей, тоже каждый со своим характером: книжный червь, рубаха-парень, витающий в облаках ученый и пр. Женских персонажей два: юная девушка и дама в возрасте.
Т.е. мужчины отличаются друг от друга чертами характера, интересами, умениями... Женщины отличаются тем, что они женщины, ну и, если присмотреться, бывают женщины разных возрастов. У авторов этих мультсериалов такая оптика, которая не позволяет увидеть в женщинах что-то кроме пола и возраста. Когда меня до меня дошло это наблюдение, я сильно задумалась...

Date: 2013-06-24 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
"У авторов этих мультсериалов такая оптика, которая не позволяет увидеть в женщинах что-то кроме пола и возраста".

Именно. А тех, кто смотрит без этой оптики, они искренне считают шизофрениками, которые видят розовых слонов и зеленых чертиков :)))

(no subject)

From: [identity profile] ulybnutaja.livejournal.com - Date: 2013-06-24 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sns-sns.livejournal.com - Date: 2013-06-29 07:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-06-23 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] a-nefiodova.livejournal.com
Отличный текст! И мне бы очень хотелось когда-нибудь все-таки прочитать про Толстого и Флобера.

Date: 2013-06-24 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо :)
Ох, собраться бы с мыслями...

Date: 2013-06-23 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kerry-lla.livejournal.com
Отличный текст.

Date: 2013-06-24 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2013-06-23 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] galeolaria.livejournal.com
Блестяще

Date: 2013-06-24 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2013-06-24 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] ju-fyn-chan.livejournal.com
присоединяюсь к похвалам - глубокий и умный текст, спасибо!

Date: 2013-06-24 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Спасибо.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

caballo_marino: (Default)
caballo_marino

February 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 25th, 2025 08:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios