caballo_marino: (Морская лошадка)
[personal profile] caballo_marino
Когда случается неожиданная трагедия с неизвестными мотивами (а в страшной истории с пятнадцатилетним стрелком из московской школы все неожиданно и ничего не известно, абсолютно все детали, на которых строят свои версии интерпретаторы, могут оказаться или уже оказались вымышленными, даже растиражированная фотография мальчика, по которой тоже было выставлено немало диагнозов, на самом деле не его, а случайно подвернувшегося под руку ровесника-однофамильца), куча людей хватается за нее как за доказательство того, как они были правы, когда... В самые же первые дни, а то и часы, выяснилось, что в случившемся виноваты: ЕГЭ (потому что зло), компьютерные игры (потому что приучают к насилию), либерализм и демократия (потому что свобода личности - и вот, поглядите, что эти личности на свободе творят), США (потому что подали пример), Европа (потому что либерализм и демократия), запрет на свободное владение оружием (потому что вооруженный учитель, конечно же, успел бы выстрелить первым - хотя вооруженные полицейские "не успели"), Шерлок и доктор Хаус (потому что социопаты), инклюзивное образование (потому что психи учатся вместе с нормальными детьми), геи и лесбиянки (потому что!) и еще много чего и кого. Это всегда бывает одинаково - люди, озабоченные тем, что где-то опять что-то недозапретили, такой повод дозапретить не упустят ни за что. Тут и говорить не о чем.

Люди, на запретах не зацикленные, спорят о другом - чего недодали? Любви, внимания, безусловного принятия? Защиты и заботы? Свободного времени или, наоборот, интеллектуальной нагрузки? Лечения, наконец?

Я бы сказала, что с достаточной долей уверенности в этом случае можно утверждать одно - дело тут наверняка НЕ в травле одноклассников. Именно потому, что никто из одноклассников не пострадал. Все. Остальное, включая диагнозы - гадание на кофейной гуще, даже если гадать возьмусь не я, а специалист. Да толковый специалист, пожалуй, и не возьмется, слишком мало данных.

А вот если говорить не о конкретном случае, а вообще... Что-то мне все больше кажется, что не только "недозапретили", а и "недодали" в качестве универсального объяснения для любой беды не годится. Когда речь идет о ценностях материальных, уже все понимают, что любое количество может оказаться недостаточным, и наоборот, может хватить сравнительно малого, потому что дело вообще не в количестве. Но что, если и с ценностями более тонкими дело обстоит примерно так же? Что, если дети тех, кто изо всех сил старается додать (вроде тех, что хвалятся в родительских сообществах: "А я вот младшую даже больную на руки не брала, пусть лучше она поорет, чем старший будет орать от ревности!" - и встречают в ответ хор восторгов: "Вы такая мудрая мама!"), тоже не в безопасности, что, если им тоже не хватит, причем больше всего не хватит именно тем, кому особенно старательно додают? Тем более, что все, что можно "дать", так или иначе конечно. И тем, кто потенциально опасен, и так стараются дать больше, просто из инстинкта самосохранения, и у других, потенциальных жертв, сплошь и рядом и отнимать-то в их пользу уже нечего или почти нечего. Если им достается слишком мало - значит, у того, кто должен был дать, вот ровно столько и есть, и больше с него при всем желании не спросишь. А вовсе не в том беда, что все сожрала "больная младшая", или "тихие послушные девочки", или "удобные дети", или кто там еще, кого обычно подозревают в том, что они оттянули на себя весь ценный ресурс, и у кого в перспективе особенно велики шансы стать в глазах сторонних судей тем неодушевленным предметом, об который какой-нибудь очередной несчастный недолюбленный мальчик сломает свою молодую жизнь. На них тратят запасы любви и душевных сил в основном или те, у кого их в избытке (а таких людей очень мало, даром что на них примерно половина земли держится), или те, кому больше потратить не на кого. Никто же себе не враг.

Но, может быть дело вообще не только в том, сколько давать, но и в том, как?..

Почему-то, когда я пытаюсь вспомнить по собственному опыту, что такое нормальное счастливое детство, мне вспоминаются почти исключительно те дни, за которые моих родителей сейчас виртуально линчевали бы. Люди, отправляющие своих детей на три месяца подряд в деревню к бабушке, считаются уже, кажется, чуть ли не садистами. Тем более когда эта деревня - медвежий угол за сорок километров от железной дороги. Тем более, что бабушка хоть и правда любила нас всех, но ей, конечно, было особенно некогда вот так целенаправленно "давать любовь" - успеть бы уследить, чтобы никто с крыши не свалился и в озере не утонул. И никому она не могла дать ощущения, что он для кого-то самый лучший и любимый: нас там было пятеро детей из трех очень разных семей, и кого-то откровенно выделять было не только несправедливо, но и опасно - драк потом не оберешься. И поцелуи и объятия мы получали за лето ровно два раза - у калитки, при встрече и прощании. Но вот это ощущение, что хотя тебе никто ничего особенного не дает, но у тебя всего много - да, в общем-то, все твое, от скрипучего колодца возле бабушкиного дома до каких-то неведомых стран, которые ты непременно увидишь когда-нибудь потом, и все это не надо ни у кого отнимать, и хоть никто из нас ни для кого не смысл жизни и не единственное любимое существо, но каждый единственный и неповторимый сам по себе, - это определенно лучшее, что я помню из детства. Знать бы только, как оно делается и из чего состоит? И делается ли оно руками вообще?..

Я не знаю.

Хорошо бы кто-нибудь знал.

Date: 2014-02-09 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] yan-das-mensch.livejournal.com
боже ж мой,как хорошо написано!!!спасибо большое...
история ужасна.и иногда мне кажется,неправильно все концентрируются на поиске виноватого того,кто недодал или оттянул..почему не глянуть на преступника и сказать "вот,преступник вырос...урод и сволочь"....несмотря на всё,что ему дали или не дали,какие книжки читал или не читал...вот просто он урод....самовлюбленный,считающий,что он центр и пуп мира.....потому и стал стрелять...
а можно я про свои счастливые дни из детства??
мои самые-когда я читала Твена или Майна Рида,работая пугалом-охраняя при этом клубнику на огороде(даже не клубнику,а просто чтоб все остальное не помяли) или когда возилась в гараже с великом,или на лыжах с сестрой по заснеженному лесу....

Date: 2014-02-09 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
А если все-таки не столько сволочь, сколько действительно незамеченная болезнь? Правда, одно другого в принципе не исключает.

Date: 2014-02-09 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] yan-das-mensch.livejournal.com
болезнь или "сволочь"-это его свойства,преступника...я про то,что постоянно внимание переключается на окружение...как в "we need to talk about Kevin",там в фокусе его мать...и все обсуждения "ах,она его на руки не брала,вот он и вырос убийцей"
примерно это я имела ввиду...

Date: 2014-02-09 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Главное что недодали - это понимания ценности человеческой жизни. Даже если это манифестация шизофрении или наркотики, то все равно, этого недодали.

Date: 2014-02-09 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Так это же как раз не то, что можно дать со стороны. Разговоров о ценности жизни тут ведь недостаточно?

Date: 2014-02-09 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Я не знаю, по какому механизму в голову детей вкладываются основополагающие нормы, которые в семье считаются нормами. Не разговорами конечно. Но возможно в той семье оно нормой и не считается, и вкладывать было нечего. Ну или просто не получилось, бывает.

Date: 2014-02-09 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] darling-elena.livejournal.com
все именно так. Хотя все сложно. Вот это ощущение - что у тебя все есть, и есть главное - оно не из пустоты берется и не заменяется ни гиперопекой, ни усю-сю, ни всем прочим, что в глазах окружающих должно символизировать любовь. Для меня любовь - это постоянное деликатное внимание, когда родитель точно знает, что вот этого своего ребенка можно отправить на три месяца к бабушке, и ему не будет там так плохо, что это станет детской травмой на всю жизнь. А другого - нельзя. Ну вот нельзя и все, у него, у другого, все не так. И вот любовь - это когда ты это понимаешь, и принимаешь, на самом деле, что дело совсем не в равном количестве плюшек, розданных тому и другому. А сопереживание, сочувствие и доверие в обе стороны. Не контроль, когда шагу не ступить, не равнодушие, когда вообще всем наплевать на тебя, лишь бы учился хорошо, а ощущение, что ты не один на один с несправедливым миром.

Date: 2014-02-09 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Тут штука еще в чем - большая часть детства у меня прошла именно в таком состоянии - войны один на один с несправедливым миром. Ощущение, что родители меня любят, возникло у меня гораздо позже, когда я уже выросла, до этого казалось, что они растят вообще не меня, а какую-то придуманную девочку из советских книжек - там часто присутствовала какая-нибудь такая серенькая положительная сестра при ярком талантливом брате, - и очень сердились, когда я в эту роль не вписывалась. А вот с деревней между тем попали в цель. В лагерь меня ни в коем случае нельзя было отправлять, а в деревню - можно. Кого-то наоборот.

Date: 2014-02-09 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] darling-elena.livejournal.com
а у меня так и не возникло)ну просто там именно так и было, что больше нельзя было взять в принципе - неоткуда.
суть в том, что это всегда нелинейно, всегда индивидуально - и да, кто-то чуть ли не с рождения может не тянуть на себя, у него на это есть какой-то ресурс - свой, личный, дополнительный, генетически и биологически чем-то обусловленный, а у кого-то нет - и ему непременно нужен донатор, а если нет - он все равно находит кого-то, ведомый инстинктом вот этого голода - нарциссического или как его назвать, когда "я" и "мне" никогда не насыщаются... Или если не находит - тогда вот что-то съезжает с катушек, и все равно непонятно - откуда что взялось, ведь вроде благополучный, вроде все для него... И это не воспитание даже, большей частью. Что-то другое, врожденное...

Date: 2014-02-09 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
То-то и оно :(

Date: 2014-02-09 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] moi-zveri-i-ja.livejournal.com
Очень хороший пост!
Знаете, что мне ещё кажется? Наверное, должен быть... талант, что ли, способность... не только "давать", но с благодарностью "брать" - как это случалось в вашем (да и моём тоже) детстве. Я до сих пор считаю, что у меня было самое счастливое детство, хотя никто особенно нас с сестрой не тискал и уж точно не баловал. Но как я была (и понимала это!) именно что счастлива, когда (в тайне от родителей, само собой) сигала в сугробы с крыши барака в военном городке под Новосибирском, где папа два года служил =)). А три километра пешком из школы в бытность там же, в военном городке, в полном (и тоже счастливом) одиночестве (мне 9 лет) - через овраги, пролески и поляны. Всё в снегу, и я вся в снегу, портфель - вместо санок. Счастье. А "казаки-разбойники", которыми одно лето мы переболели всем двором в Москве!

Date: 2014-02-09 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Да! Именно что надо уметь "брать" самому. Но это умение тоже, кажется, из ниоткуда не берется.

Date: 2014-02-09 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] moi-zveri-i-ja.livejournal.com
Да, но вот откуда берется-то? Я никак не могу понять.

Date: 2014-02-09 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Кабы знать...

Date: 2014-02-10 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com
мне кажется, в норме оно как раз есть изначально.
но очень многим его отбивают в первые же годы детства, когда разными действиями приучают к мысли, что за все надо платить, и за каждые пять минут смеха ты будешь час рыдать носом в угол. или с синяками на теле.
в итоге ты живешь голодным до любви, но и когда тебе ее пытаются дать, не берешь - боишься.
ты уже знаешь, что эта рука, которая гладит, может тут же и ударить, и за шкирку тряхнуть.

Date: 2014-02-14 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] sakhmetkare.livejournal.com
круто.

Date: 2014-02-09 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kissunka.livejournal.com
Мое очень субъективное мнение, что возможно, самое ценное, что вам давало время у бабушки, это понятные единые правила и наличие ваших широких личностных границ, которые никто не переходил. В моем детстве самое счастливое время было дома, когда все было именно так, а время у бабушки вспоминаю с ужасом: правила были для всех разные, кто-то был лучше, кто-то хуже, просто так, без особенных причин, а личных границ не существовало вовсе.

Про додавать и недодавать я с вами согласна :)

Date: 2014-02-09 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
А у меня наоборот, дома все было сложнее и с правилами, и с границами. А уж в школе! Вот уж где просто помешаны все были на этом "кто-то лучше, а кто-то хуже", и чаще всего по каким-то странным и случайным критериям.

Date: 2014-02-09 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kissunka.livejournal.com
Да, мне на самом деле сказочно повезло. Сейчас с кем не говорю, случаи, когда личные границы принимались и уважались в семье - исключительные, а тогда мне казалось это естественным. И теперь я понимаю насколько это важно и как тяжело дается выстраивание личных границ во взрослом возрасте.

Date: 2014-02-09 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
И у меня тоже самые счастливые моменты детствабыли на даче, с бабушкой и дедушкой, которые отпускали меня гонять на велосипеде с подружками на целый день. А вот ребенок мой совсем другой, его совершенно не тянет где-то болтаться без присмотра.

Date: 2014-02-09 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Я потом долго не верила, что на самом деле есть такие дети, которые могут быть все время под присмотром, и даже одиночество им не нужно. А они есть.

Date: 2014-02-11 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] natali-ya.livejournal.com
Буквально перед вашим постом прочитала ещё один пост об этой же трагедии и один из комментариев был таким: "запретить интернет, обязать учителей воспитывать у детей любовь к искусству..." Ещё 2-3 предложения в том же духе: запретить и обязать.

Date: 2014-02-11 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Печально, но ожидаемо.

Date: 2014-02-14 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] sakhmetkare.livejournal.com
плюсуюсь про деревню. и вообще, самые наормальные части моего детства были проведены вдали от навязчивого желания маман сделать мне "не хуже чем у всех". зато реализация этого желания порой приносила сплошные проблемы.

Date: 2014-02-14 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com
Эти жуткие "все" способны отравить любое детство! :))

Date: 2014-04-05 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] arthorse.livejournal.com
Хорошо написано! Думаю, что этому мальчику можно было всё. Ну и свои тараканы, как без этого. :(

Profile

caballo_marino: (Default)
caballo_marino

February 2022

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 2nd, 2025 07:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios