caballo_marino: (Книжки с картинками)
caballo_marino ([personal profile] caballo_marino) wrote2015-11-01 07:25 pm

Загадка о детской литературе

По разным причинам мне в детстве, пожалуй, чаще нравились книги про мальчиков, чем про девочек. Но про девочек я тоже читала довольно много. Разных авторов - и мужчин, и женщин. И довольно скоро увидела одно очень заметное отличие между персонажами-девочками в книгах женского авторства и мужского. Очень заметное. Прямо в глаза бросалось.

Различие касалось не качества текстов. Просто было что-то такое, что в книгах женского авторства встречалось тоже не всегда, но очень часто. А мужского - почти никогда. Почти без почти :)) Во всяком случае, чтобы сосчитать исключения, пальцев одной руки мне, кажется, хватит с запасом. Навскидку приходят в голову Евгений Шварц и Сергей Иванов, причем я им еще довольно большую фору даю. Сначала хотела посчитать еще Макаренко ("Флаги на башнях") и Алексина ("Ивашов"), но потом отбросила: там уже довольно взрослые девушки, о них особый разговор. Крапивина не засчитываю, хотя кто-то наверняка со мной не согласится.

Кажется, я вас уже достаточно запутала? :))

Мне любопытно, заметил ли это кто-то еще. Комментарии я пока скрываю для интереса и отвечаю только на уточняющие вопросы, если понадобится.

Речь идет именно о детской литературе, и что-то касается именно персонажей-девочек. Это очень обыкновенное что-то, в нем нет ничего экзотического или неприличного.
__________________________

"Тепло": [livejournal.com profile] umbloo. Но мой ответ, как бы это сказать... радикальнее.
"Горячо": [livejournal.com profile] diana_shipilova, [livejournal.com profile] genray.

[identity profile] 802-11.livejournal.com 2015-11-01 12:27 pm (UTC)(link)
Две догадки:

1. Картонность (у женщин-авторок, понятно, нормальные живые персонажки)

2. Девочки, обслуживающие мальчиков (у женщин-авторок этого меньше).

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-01 12:29 pm (UTC)(link)
Речь о том, что у авторок часто ЕСТЬ, а у авторов почти никогда не встречается.

[identity profile] irene221b.livejournal.com 2015-11-01 12:31 pm (UTC)(link)
Описания одежды и внешности?

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:39 am (UTC)(link)
Нет, хотя тоже любопытный момент. И те и другие описывают, но по-разному.

[identity profile] irina denissova (from livejournal.com) 2015-11-01 12:44 pm (UTC)(link)
неужели про страдания с прической?)))

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:40 am (UTC)(link)
Мне про прическу, кажется, даже чаще у мужчин попадалось :))

[identity profile] loruta.livejournal.com 2015-11-01 12:47 pm (UTC)(link)
Надеюсь, не банальные проблемы женской физиологии?

А самое очевидное, что приходит в голову - девочка как активный персонаж, а не мини-материнское начало или приложение к героям-мальчикам.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:41 am (UTC)(link)
Кстати, упоминания "проблем женской физиологии" у девочек-подростков я сходу могу вспомнить в трех книгах, и все три - мужского авторства. Пастернак, Крапивин, Нагибин.

[identity profile] loruta.livejournal.com 2015-11-03 10:06 am (UTC)(link)
Мне в первую очередь Маккалоу вспомнилась. Хотя ещё у Сапковского было :).

[identity profile] umbloo.livejournal.com 2015-11-01 12:54 pm (UTC)(link)
Взаимоотношения и деятельность девочек внутри более или менее большой однополой компании? Не с одной лучшей подругой, а пошире. Но это, мне кажется, больше делится по тому, описывает книга пору совместного или раздельного обучения.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:42 am (UTC)(link)
Еще радикальнее :)) У них и с лучшими-то подругами туго.

[identity profile] a-nefiodova.livejournal.com 2015-11-01 01:15 pm (UTC)(link)
Даже гадать не буду, но заинтригована страшно. Буду ждать отгадку.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:42 am (UTC)(link)
Написала :)

[identity profile] white-unihorn.livejournal.com 2015-11-01 01:26 pm (UTC)(link)
любовь?

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:42 am (UTC)(link)
Этого-то у всех хватает.

[identity profile] turtle-t.livejournal.com 2015-11-01 02:06 pm (UTC)(link)
Заинтриговали. Я даже гадать не буду, потому что ничего уже не помню, так что подожду разгадки. Я бы обратное еще погадала: что у авторов было, а у авторок не всегда. Например, что если девочка -- главная героиня или рядом, так она обязательно красивая. Или что девочка либо такой себе эльф, помогающий мальчику-герою, либо его мечта, либо злодейка-погубительница. А у женщин девочки чаще всё-таки сами себе героини.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:44 am (UTC)(link)
Это, видимо, связано с тем, что я заметила. Если девочка существует для мальчика, то другие девочки ей ни к чему.

[identity profile] diana-shipilova.livejournal.com 2015-11-01 03:13 pm (UTC)(link)
Дружба девочек между собой?

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:44 am (UTC)(link)
Да!

[identity profile] li-bao.livejournal.com 2015-11-01 03:18 pm (UTC)(link)
Что-то, связанное с одеждой? Например-упоминание лифчика. Хотя, наверно, это слишком просто.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:45 am (UTC)(link)
Это и у писательниц нечасто встречается.

[identity profile] yucca.livejournal.com 2015-11-01 03:27 pm (UTC)(link)
эээ...мозги? :)

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:44 am (UTC)(link)
Тут все-таки больше исключений :)))

[identity profile] ikadell.livejournal.com 2015-11-01 03:36 pm (UTC)(link)
У мужчин-писателей все такое время девочки не самостоятельные персонажи, а способ вдохновить или оттенить мальчиков. Хорошая девочка станет хорошей женщиной - безмолвной тенью своего мужчины - и уже демонстрирует задатки.

У женщин-писателей это не так, наверное. Но только у лучших.

Я собственно про похожую штуку сейчас пост писать собираюсь.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:45 am (UTC)(link)
То, что я имела в виду, скорее всего, с этим и связано.

[identity profile] a-yurievna.livejournal.com 2015-11-01 04:59 pm (UTC)(link)
Не знаю, о том ли речь, но я для себя замечала, что не помню внутреннего монолога, мыслей героинь-девочек у писателей мужчин. Никогда не знала что в голове у Алисы Селезневой, например. А у писательниц -постоянно.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:46 am (UTC)(link)
Это тоже, но там исключений, пожалуй, побольше. Погодин, Крапивин, Железников и еще несколько.

[identity profile] next-friday.livejournal.com 2015-11-01 07:31 pm (UTC)(link)
В очередной раз поражаюсь как милосердна память. Я помню какое невероятное количество книжек было прочитано в детстве, но запомнились единицы. Совершенно недостаточно чтобы делать обобщения. Так что буду угадывать с потолка на голубом глазу.
Предполагаю, что разница в том, что у девочек женского авторства мама присутствует в кадре. У авторов мужчин мамы девочек не присутствуют, либо давно умерла, либо за кадром.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:47 am (UTC)(link)
Любопытно. И впрямь у мальчиков, кажется, чаще на виду мамы.

[identity profile] genuine-elka.livejournal.com 2015-11-01 10:10 pm (UTC)(link)
Ммм, рассуждения о разнице между мальчиками и девочками? Причем отчетливо в сторону мизогинии?

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:47 am (UTC)(link)
И это, наверное, тоже, надо повспоминать.

[identity profile] genray.livejournal.com 2015-11-01 11:09 pm (UTC)(link)
Закономерность, которую я наблюла, - в книгах мужского авторства персонажи-девочки (по крайней мере, если это главные героини) дружат с мальчиками, а не с другими девочками.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:48 am (UTC)(link)
Верно!

[identity profile] olikk.livejournal.com 2015-11-02 07:31 am (UTC)(link)
с вечера обновляю в ожидании ответа :)

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-02 07:35 am (UTC)(link)
Завтра :)

[identity profile] mascotik.livejournal.com 2015-11-02 03:15 pm (UTC)(link)
Не хотела писать: подростковая советская литература прошла мимо меня со страшным свистом (за исключением Макаренко, который тоже, вроде как, не про это).
Но из любопытства сделаю и свою капитан-очевидскую ставку: у женщин девочкам тесно в накатанной колее «дочки-матери, примерная дочка, отличница, хорошая мать и верная жена», они мечтают про дальние страны, просторы космоса, хотят быть капитанами дальнего плавания, приключаться, совершить что-то значительное — для мира, для родины; а у мужчин — ну, мне сразу вспоминается типовая крапивинская ябеда-отличница, которой вполне хорошо самой в себе и ни о чем «неправильном» она не помышляет и всю высоту устремлений крапивинских мальчиков «ей, гагаре, не понять».

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:49 am (UTC)(link)
Не без этого, но тут исключений все-таки довольно много можно набрать.

[identity profile] mascotik.livejournal.com 2015-11-04 03:40 pm (UTC)(link)
Ну да, я про дружбу хотела дописать (методом исключений - подумав, что у девочек у Макаренко есть - потому как "Флаги на башнях" я помню хорошо, а вот всякая обычная детская и подростковая советская литература мне как-то не очень знакома, про ту же Бруштейн я только в ЖЖ услышала), но потом решила что это фигня и что такого не может быть. Оказывается, может :(
Хотя вон в соседнем журнале мегадискуссия про то, почему у Стругацких женские образы такие картонные. То есть для мужчины-писателя тех лет вообще написать живую, смелую, неглупую, добрую девочку было неординарным поступком, а уж написать к этой девочке других девочек в подруги - это уже за гранью.

[identity profile] belka-unit.livejournal.com 2015-11-03 07:01 am (UTC)(link)
Завтра-то давно наступило!

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 09:49 am (UTC)(link)
Написала :)

[identity profile] 13-klyaks.livejournal.com 2015-11-03 03:00 pm (UTC)(link)
Я думала про дружбу, но у авторов мужеска пола это тоже вполне присутствует, навскидку - Ермолаев, Львовский, Кассиль, Полонский...
А если речь идет о женской школе\гимназии\\... - это будет непременным моментом независимо от пола автора, будь это хоть Бруштейн, хоть Будогоская, хоть Шварц, хоть Ильина, хоть Матвеев (хотя у него девочки тоже уже большие), хоть Воронкова... блин, вот еще ведь кто-то помнился... правда, женщины действительно пишут такое чаще :-))

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 03:04 pm (UTC)(link)
А у Кассиля где? "Великое противостояние"? Но у Симы там вроде бы нет настоящих подруг, если я не ошибаюсь.

[identity profile] 13-klyaks.livejournal.com 2015-11-03 03:24 pm (UTC)(link)
В "Великом противостоянии" - Весы, Галя и Люда (или как их там), да и Соня у Симы все-таки есть, но я больше имела в виду "Чашу гладиатора" с Ксаной и Милой - уж они-то безусловно дружат (и безусловно девочки :-))

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 03:27 pm (UTC)(link)
А, это я просто не читала. Значит, пишем еще исключение :)

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-11-03 03:27 pm (UTC)(link)
А, это я просто не читала. Значит, пишем еще исключение :)